09.02.2024 15:41

Парламент Казахстана рассматривает новые поправки в законодательство, которые лишат потребителей доступа к популярному продукту онлайн-займы до зарплаты. Депутаты и Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) с завидным постоянством следят за рынком краткосрочных ссуд, обвиняя МФО этого сектора в общей закредитованности населения. Правда, согласно данным Первого кредитного бюро, в структуре потребительских займов доля онлайн-МФО составляет всего около 1.1%. Что происходит на рынке финтех-кредитования и какие реформы ему нужны расскажем здесь.  

Отдельная официальная статистика по онлайн МФО регуляторами – АРРФР и Нацбанк – не публикуется. Однако, по данным Первого Кредитного Бюро и КазФинТех, портфель кредитов онлайн МФО на конец октября 2023 составлял около 136 млрд тенге, а доля просрочки — 13-15%. «Учитывая небольшие объемы кредитования онлайн МФО, на закредитованность населения такие займы не влияют. Так, в структуре потребительских кредитов доля онлайн МФО составляет всего около 1.1%. Это связано с регуляторными ограничениями – сумма займа ограничена 180 тыс. тенге сроком не более 45 дней», — комментирует ситуацию Санжар Калдаров, главный аналитик Аналитического центра Halyk Finance.  

Финансисты говорят, что между МФО и банками есть принципиальная разница: банки кредитуют, привлекая депозиты физлиц, получают порой даже госпомощь. Онлайн МФО выдают собственные деньги и не берут залоги. Часто людям нужна небольшая сумма на короткий срок – и они не могут получить такой кредит в банке. Вообще – это общепринятая мировая практика: в России, Европе, США, Великобритании наряду с банками много лет действуют МФО и успешно обслуживают миллионы клиентов. 

 «Утверждение о том, что у онлайн-МФО необоснованно высокие проценты – согласиться можно, но не все так однозначно. Дело в том, что к этому продукту применяются банковские мерки – методика расчета ГЭCВ – годовой эффективной ставки вознаграждения. А это создает оптическое искажение. На самом деле, годовые проценты в этом случае не применимы, так как финтех-кредиторы не выдаю займы на год. У нас есть ограничения – мы не можем выдать на срок более 45 дней, а сумма ограничена 180-ю тысячами тенге. В среднем же наши клиенты берут 70 тыс. тенге на 2 недели и платят в виде процентов 14 000 тенге. При этом общая переплата, включая проценты и пеню за просрочку, – жестко ограничена 50% от суммы займа. Т.е. даже в глубокой просрочке заемщик не отдаст больше 50%», — подчеркивает Алексей Сидоров, финансист.

«На наш взгляд, текущее регулирование онлайн МФО не соответствует международной практике. Сектор онлайн МФО – это, по сути, сектор потребительского кредитования, предоставляемый финтех-компаниями. Конкурируя с банками в потребительском кредитовании, они стимулируют появление новых бизнес-моделей, приложений, процессов и продуктов. Тем не менее, с 2020 года, согласно Закону «О микрофинансовой деятельности», они были включены в определение МФО, несмотря на тот факт, что изначально микрокредиты традиционных МФО предназначались для финансирования коммерческой (не потребительской) деятельности. Иными словами, деятельность традиционных МФО касается кредитования бизнеса, а онлайн МФО занимаются потребительским кредитованием», — отмечает Санжар Калдаров

Спикер уверен, в связи с этим правильнее было бы называть такие компании онлайн-кредиторами: «Поскольку финтех-компании подобно онлайн-кредиторам оказывают значительное влияние на финансовые рынки и институты, а также на способы предоставления финансовых услуг, на наш взгляд, они должны иметь отдельную нормативно-правовую базу, как это принято в других странах». 

Что нужно рынку  

В целом стандартной регуляторной базы в отношении онлайн-кредиторов в мире не существует, зачастую они регулируется существующими положениями для небанковских кредиторов. Иногда они могут регулироваться на основе банковской лицензии. Вследствие этого требования к онлайн-кредиторам заметно расходятся, и ответственность за надзор за этой деятельностью не обязательно лежит на финансовых органах. 

«Учитывая это, мы считаем, что власти должны независимо оценить плюсы и минусы каждого типа регулирования и выбрать наиболее подходящий для нашей страны. Ориентиром для этого могут служить рекомендации BIS или других международных институтов. Самое главное здесь – это то, что онлайн-кредиторы должны иметь свою собственную регуляторную среду и требования, отличные от микрофинансовых организаций. Это обеспечит им более гибкое регулирование и будет способствовать дальнейшему росту сектора», — прогнозирует главный аналитик Аналитического центра Halyk Finance.  

Представители рынка предлагают другой подход. Например, законодательно закрепить на рынке микрофинансовых организаций принцип саморегулирования с предоставлением права получения лицензии только тем компаниям, которые вошли в СРО (саморегулируемая организация). «Мы уже ведем диалог по этому поводу с финансовым регулятором. На самом деле, КазФинТех уже активно применяет саморегуляцию. Была создана служба защиты прав потребителей, и у нас есть омбудсмен. За последние три года мы рассмотрели 7000 обращений и помогли клиентам урегулировать спорные ситуации. Более того – мы видим, что количество обращений снижается», — делится Алексей Сидоров. 

В 2022 году была проведена самая масштабная программа реструктуризации проблемной задолженности. В результате было сокращено количество заемщиков с просрочкой – с полумиллиона до 140 тысяч. «При этом мы реструктуризировали займов на 2,5 млрд тенге, а 19 тысячам заемщиков долги были списаны полностью, не прибегая к помощи госбюджета. В настоящее время, мы подписали меморандум о социально ориентированном взыскании с коллекторскими агентствами и МФО, чтобы кратно снизить проблемную задолженность и не допустить дальнейшего роста. Даем реструктуризации людям в затруднительном финансовом положении. Все это в рамках саморегулирования. Но еще по требованию регулятора, каждая МФО имеет индивидуальные планы по снижению проблемных долгов», — сообщает собеседник.

 С 1 апреля 2024 года на нас начнут распространяться новые требования расчета коэффициента долговой нагрузки (КДН). Финтех-МФО будут обязаны проверять официальные доходы клиента для оценки платежеспособности. «А у нас более половины заемщиков – самозанятые, и информации об их доходах мы получить не можем. При этом Нацбанк планирует в этом году запустить проект Open API, который позволит такую информацию получать. Мы просим отсрочить для МФО новое требование расчета КДН до запуска Нацбанком Open API. Кроме того, рынок готов постепенно снижать наши ставки с учетом международного опыта и расчета экономической модели МФО. И здесь нам надо иметь в виду опыт соседних государств. И не торопиться с поспешными решениями. Мы предлагаем подходить к дальнейшему снижению ставок очень взвешенно, после проведения рабочих встреч с привлечением международных экспертов и углубленного анализа последствий», — заключил Алексей Сидоров. 

Финансы и аналитику уверены, если продолжится одностороннее ужесточение требований к деятельности онлайн-МФО – это может привести к их уходу с рынка. И потребители, особенно самозанятые, будут вынуждены искать деньги в серой, абсолютно нерегулируемой зоне или вовсе окажутся в руках мошенников, где не будут защищены законом. Не секрет, теневики налоги не платят и возвраты займов достигают нередко криминальными путями.

Народный рейтинг МФО можно посмотреть здесь.

Источник: prodengi.kz