Развитие интернет-технологий определило начало новой эволюционной эры в финансовом мире. Новые финансовые сервисы, активно развивающиеся на базе интернет-технологий, уже сегодня определяют будущую финансовую архитектуру в сфере кредитования, платежных систем, инвестирования. Активно развивается ФинТех и в нашей стране. Пионерами в этом направлении стали компании, предоставляющие потребительские онлайн-кредиты. Компании ориентированы на развитие современного и цивилизованного рынка, в том числе максимально защищающего потребителей, инвесторов, сотрудников от действий мошенников.
Борьба с мошенничеством, миграция услуг кредитования из оффлайна в онлайн, поиск системных решений по идентификации и предотвращению «фрода» – эти темы стали ключевыми для руководителей финтех-компаний и банков, специалистов по управлению рисками и безопасности, финансистов, экономистов, банковских менеджеров. Панельная секция «Fraud/Antifraud» (fraud – мошенничество) прошла в Алматы 7 октября в рамках ежегодной банковской конференции «Risk Challenge 2016: BIG DATA – BIG MONEY», организованной Первым кредитном бюро.
Как отмечают эксперты, рынок онлайн-кредитования находится в фазе активного роста. По данным ПКБ, среднемесячный темп прироста портфеля в 2016 году – 10-15%. С начала деятельности пионеров рынка в 2014 году по состоянию на 1 сентября 2016 г. отечественными компаниями, предоставляющими онлайн-займы до зарплаты, оформлено в интернете более 350 тысяч кредитных контрактов (доля от общего рыночного розничного портфеля – 0,6%), кредитный портфель компаний составил более 12 млрд. тенге, что составляет 0,3% от доли от общего рыночного розничного портфеля. На рынке работают порядка 10-ти компаний, еще 20 компаний планируют свой выход на рынок. Вместе с ростом рынка актуализируются и риски, в первую очередь связанные с мошенничеством. Эта тенденция характерна в целом для всех стран мира и для Казахстана.
По словам Алексея Сныткина, портфельного риск-менеджера международной ФинТех-компании ID Finance, основой бизнеса в сфере онлайн-кредитования служит комплексная система риск-менеджмента. В этом ключе глобальными решениями должны стать, в первую очередь, изучение кредитной истории клиента и его платежное поведение. Также используются анализ использованного устройства (мобильного или стационарного) и идентичности, поведение клиента в социальных сетях. Противодействие мошенничеству осуществляется с помощью «кросс-сверки» информации с внутренней базой данных, сверки данных с кредитной историей и другими внешними источниками, внутреннего и внешнего «черных списков», идентификации для мобильных устройств и ПК.
Генеральный директор казахстанской ФинТех-компании «Zaimer» Индира Кенесарина рассказывает о бизнес-модели сервиса «Робот Займер», который используется в деятельности организации. Первый фильтр – это заполнение заявки клиентом. Уже этот шаг – один из важнейших этапов, так как при заполнении заявки видно много интересной и нужной информации. Видео- или фото-идентификация позволяет определить, есть ли клиент в «блэк листах» компании, и в случае отсутствия его проверяет т.н. скоринг. «Скоринг способен распознать мошенника, который «имеет разную географию»: прописка в одном городе, СИМ-карта зарегистрирована в другом городе, а IP-адрес зарегистрирован в третьем месте. Скорее всего орудует мошенник».
«Результаты нашей работы по «антифроду» – если в начале нашей деятельности в августе 2015 года заявок с пометкой «не брал займ» было 32 шт. (но объем выдачи тогда был в сто раз меньше), то за сентябрь 2016 года – девять заявок», – комментирует Индира Кенесарина.
Президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин называет основные причины роста мошеннических операций в среде e-commerce. Это увеличение количества активных банковских карт, выход на рынок e-commerce предприятий сервиса, предоставляющих высоколиквидные услуги (в т.ч. финтех-компании), привлекательные для мошенников. Кроме того, ухудшению криминогенной обстановки способствует экономический фон – средний возраст мошенника составляет 22-23 года, это студенты и выпускники вузов.
Генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров презентовал системное инфраструктурное решение по онлайн-верификации и идентификации клиента «ИНТЕРНЕТ-ПАСПОРТ» – портал, на котором клиент заводит свой интернет-паспорт с персональными данными и осуществляет в защищенном режиме все коммуникации с компаниями при оформлении онлайн-кредита.
Директор департамента по работе с клиентами ПКБ Райхана Латыпова видит еще одним решением в сфере управления рисками практическое использование финтех-компаниями коэффициента долговой нагрузки заемщика. Это существенно снизит риски как для домохозяйств заемщиков, так и для компаний. «Стоит отметить, что компании-лидеры рынка в своей практике используют этот инструмент».
Подводя итоги секции, Исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация ФинТех» Ерлан Смайлов отметил, что для финтех-компаний рынка безусловную ценность представляет профессиональный обмен идеями и мнениями, поиск, обсуждение и внедрение новых высокотехнологичных решений, направленных на управление рисками, борьбу с мошенничеством, обеспечение защиты потребителей и компаний, стабильность финансового сектора страны. Компании-члены Ассоциации считают приоритетом №1 развитие ответственного, цивилизованного и профессионального рынка в Казахстане.
Казахстанская Ассоциация ФинТех образована осенью 2015 года ФинТех-компаниями, работающими в Казахстане. Цель объединения – координация и консолидация деятельности компаний, направленная на развитие ФинТех-сервисов и ФинТех-индустрии в целом. Банковская конференция Risk Challenge 2016, организованная Первым кредитным бюро, – крупнейшая в республике. Ежегодное мероприятие объединяет участников всего финансового рынка с целью обсуждения и обменом мнениями по основным вопросам сектора.