За четыре года в стране появился совершенно новый сегмент экономики, который на данный момент достиг оборота 12,5 млрд тенге с охватом более 350 000 казахстанцев и в ближайшие годы может вырасти по объему доходов до цифры в 170 млрд тенге, или 500 млн USD. Это рынок микрозаймов, причем всё большую популярность набирают именно онлайн-займы — продукт, который на рынке предлагают несколько финансовых технологических (финтех) компаний. Опираясь на статистику стремительного развития этого рынка, уже можно прогнозировать ситуацию, когда онлайн-займами будут пользоваться в ближайшие 3-4 года уже больше 2,5 млн рядовых казахстанцев.

Новый финансовый продукт удовлетворяет существующий спрос

Что же такое онлайн-микрозаймы? В первую очередь это тип кредитной услуги, с помощью которой заемщик может получить через интернет небольшую сумму денег, чаще всего от 5 до 100 тысяч тенге, на срок до 30 дней. Такие услуги не предоставляются традиционными кредитными организациями, так как суммы онлайн-займов значительно ниже их установленного порога.

Следует отметить, что отрасль онлайн-микрозаймов не конкурирует с банковскими кредитами, а удовлетворяет тот спрос, который не может быть удовлетворён традиционной кредитной системой. До появления онлайн-займов спрос у населения на займы удовлетворялся либо неорганизованными формами — такими, как займы у друзей и родственников, авансы у работодателей, либо ломбардами и теневыми кредиторами.

Основная причина такой сегментации заключается в том, что банки и микрофинансовые организации (МФО) предпочитают работать с проверенными клиентами с хорошей кредитной историей и стабильными доходами и с более крупными суммами кредитов и на более длинный срок. Также для оформления стандартного кредита требуется ряд определенных документов и личное присутствие и часто нужен залог, и кредиты чаще всего выдаются на определенные цели (покупка техники, авто и т.д.). Таким образом, кредитные продукты традиционной банковской системы и финтех-компаний отличаются целевым назначением, требованиями к заемщикам и значительной разницей в суммах, сроках и скорости выдачи.

За счет технологий рассмотрение и обработка кредитных заявок, выдача и сбор небольших займов экономически рентабельна для бизнеса и удобна для потребителя – временные затраты на сбор документов и посещение офиса отсутствуют, деньги можно получить на карту не отходя от компьютера и тут же воспользоваться ими для покупки или снятия через банкомат.

Кто целевая аудитория интернет-кредиторов?

У организаций, занимающихся онлайн-займами, условия намного гибче и подходят заемщикам, выпадающим из целевой аудитории банков и МФО, сегменту потребителей, который в международной практике называют underbanked или unbanked. В основном это потребители, которые хотят взять в долг небольшую сумму денег, но при этом могут не иметь кредитной истории и официального дохода. Онлайн-займы созданы для удовлетворения краткосрочных и неотложных нужд клиентов, и скорость и удобство часто являются ключевыми факторами для выбора в пользу займа через интернет.

Отрасль онлайн-кредитования дает цивилизованные возможности тем, кто по той или иной причине не может воспользоваться кредитом в банке или МФО, повышает уровень финансовой грамотности и инклюзивности населения и формирует кредитную историю и готовит молодых заемщиков для банковской системы. Технологическая модель обслуживания стимулирует потребление и облегчает доступ к заемным средствам у целевой аудитории даже в отдаленных регионах страны, где отсутствует банковская инфраструктура, что является социально значимым аспектов для рынка.

Молодая, но динамичная отрасль

Немного об истории развития рынка онлайн-займов в Казахстане. Первая компания, которая предложила услуги микрозаймов до зарплаты появилась в 2012 году, а первая компания онлайн-займов – в 2013 году. Как показывает статистика, с 2013 по 2016 годы количество компаний, предоставляющих услуги в этом секторе, быстро росло (см. График 1), что свидетельствует о наличие спроса на услугу. Особенно интересен 2015 год. Если в первом полугодии количество новых игроков на рынке онлайн-займов составило восемь компаний, то уже к концу года эта цифра выросла до 13-ти. На сегодня в Казахстане функционирует около 16 действующих организаций, предлагающих услуги онлайн-займов.

По данным ТОО «Первое Кредитное Бюро», размер кредитного портфеля онлайн-займов составляет сегодня около 12,5 млрд тенге, или 0,3% от общего рынка потребительского кредитования, при этом количество казахстанцев, воспользовавшихся новым видом займов, превысило 350 тысяч человек. По данным ТОО «Кредит24», средняя сумма микрозайма на рынке колеблется в диапазоне 30-50 тыс. тенге, а срок – 10-15 дней.

График 1: Прирост компаний онлайн-займов в Казахстане