Могут ли банки быть финтех-компаниями?

Новости финтех-индустрии Казахстана

24 Октября 2016
О том, могут ли банки быть финтех-компаниями, банкиры рассуждали и дискутировали в рамках MobiEvent’16 - пятой международной конференции "Мобильные сервисы и платежи". Отраслевое событие, посвященное темам развития рынка мобильных государственных, банковских и финансовых услуг в Казахстане, странах СНГ и Центрально-Азиатского региона, проходит ежегодно.

В этом году в конференции приняли участие более 600 представителей отечественных и зарубежных банков, международных и локальных платежных систем, проектов мобильных платежей, операторов сотовой связи, поставщиков оборудования и разработчиков программного обеспечения, контент и сервис-провайдеров. В восьми тематических сессиях прозвучало около 40 выступлений международных экспертов и представителей национальных компаний. Отдельный круглый стол организаторы посвятили теме инноваций в цифровых банках и новых финтех-проектах.


Что такое цифровой банк?

Гани Узбеков, Capital Bank: "Наша идея в том, чтобы наши клиенты тратили минимум усилий для проведения транзакции. Без цифровых технологий здесь не обойтись. Но на другом конце – это все равно сотрудник банка. Это очень важно понимать".

Евгений Благинин, Банк Астана: "Наш банк – не цифровой, а скорее мобильный. Главная идея – это дистанционные сервисы. Получить любую нашу банковскую услугу на кончиках пальцев – как бы это пафосно не звучало – это то, к чему мы стремимся". В целом, по словам Благинина, мировой тренд – в сближении всех банковских услуг по качеству сервисов. 

Нурлан Жагипаров, Казком: "Я не уверен, что все дойдут до финишной прямой. Разрыв между банками, которые будут в "тренде" и те, кто не в состоянии это делать, будет расти. В Казкоме мы намерены создать в рамках банка отдельную технологическую компанию".

Дамир Какиев, Сбербанк: "Мы уже сейчас видим, что 85% транзакций в нашем банке происходят посредством онлайн".

Ермек Шамуратов, специалист банковской сферы: "Цифровые процессы уже меняют среду: банки закрывают физические отделения. Но остается головная боль – проблема идентификации клиента. Здесь технологии еще в прошлом веке".

Финтех-стартапы vs традиционный банкинг?

По мнению Евгения Благинина, ключевые функции банков недоступны финтех-стартапам в виду регуляторных ограничений. Тем не менее некоторые традиционные банковские сервисы могут размываться.

Гани Узбеков говорит о том, что его банк сегодня внимательно "смотрит и анализирует": "Нам нужны стартапы, которые решают узкие места в банке – а их не так мало. Сегодня мы уже обсуждаем подобные проекты", - отмечает он.

Ермек Шамуратов смотрит на проблему детализовано: "Основная точка роста – это безналичные платежи. Эквайринг – это то место, куда можно вкладывать, этот бизнес хорошо масштабируется. Стартапы в этом направлении будут интересны в Казахстане".

Отвечая на вопрос Computerworld.kz о том, какая технология несет наибольшие риски для существующей банковской системы, Нурлан Жагипаров отвечает: "Почему вы считаете, что новая технология несет риски? Нужно рассматривать этот вопрос с точки зрения возможностей для улучшения инфраструктуры, улучшения продуктов. Мы именно так смотрим на эти вызовы".

Евгений Благинин присоединяется: "Нужно эволюционировать, развиваться, использовать новые технологии в бизнес-процессах".

Итак, могут ли банки быть финтех-компаниями? С одной стороны, они уже финтех-компании. Еще несколько лет назад заявление о том, что большая часть транзакций уйдет в онлайн, вызвала бы здоровый скепсис. Но сейчас это уже свершившийся факт. С другой стороны, банкам не хватает дерзости, присущей стартапам. И это объяснимо – они зажаты в рамках, определенных регуляторами. Именно поэтому наиболее заметная трансформация – это пользовательский опыт: мобильные приложения, бесконтактные платежи, мессенджеры, разнообразные каналы коммуникаций с сотрудниками банков. Так сказать, первый круг.

Подготовлено на основе материала Александра Галиева, Computerworld Казахстан